ПОРТУГАЛЬСКИЕ «КАНИКУЛЫ» НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Опубликовано в категории:
Дата публикации:2015-03-0611 374 просмотров на этой странице
Всякий раз оказываясь в новом месте мы непроизвольно начинаем сравнивать увиденное с нашими родными местами. Людей, образ жизни, особенности и так далее. В начале нынешнего 2015 года мне удалось прожить почти полтора месяца в Португалии. Не просто пожить, а проехать на велосипеде по окрестностям и столице — Лиссабону.
Как только узнал, что по работе буду жить на побережье Атлантики в городе Сетубал, то сразу появилась идея захватить с собой велосипед. Не скучно, таким образом можно много всего увидеть. Велосипед был разобран, с помощью пластиковых хомутов уложен в компактный велочехол от ПИК-99. Туда же положил рюкзак, велоодежду. «Аэрофлот» ничего не попросил за перевозку велосипеда. Сегодня при сдаче в багаж представитель «British Airways» сообщил, что за провоз негабаритного груза они тоже плату не берут, если груз проходит по весу,то есть не превышает 23 кг. Теперь вернемся к Португалии.
Сетубал расположен в 40 километрах от Лиссабона в устье реки Седу. Это небольшой портовый город, имеющий интересную историю. Первый город появился на этом месте во времена римской империи, разрушенный волной цунами в 412 году н.э.. До наших времен сохранились руины небольшой части поселения Сетубрига. Сетубал, как город возник и начал свое развитие в XV веке, во времена великих географических открытий. Во время катастрофического землетрясения 1755 года был разрушен практически полностью, как и большая часть Португалии.
На данный момент по численности населения и площади город чуть больше нашей Анапы. Вот и первое сравнение. Городок расположен на холмах, местами достаточно крутых. Если заскучал на ровной набережной, то всегда можно свернуть в любой проулок, который начинается серьезным подъемом. Улицы основной части города изобилуют приятным уклоном, наличием большого количества крутых ступенек, где можно неплохо «порезвиться», если позволяют навыки и подвеска.
Велосипедистов в Сетубале да и во всей Португалии необычно много. Вот и второе сравнение. Я катался по вечерам в будни, выходные дни и всегда попадались двухколесные собратья. Приветливо кивают при встрече. Городок опоясан сетью велодорожек. Они четко обозначены разметкой и знаками. Проходят как по правой стороне дороги, так и по паркам, в прибрежной зоне. Никому и в голову не приходит идиотская мысль запрещать движение велосипедов на набережной. Это третье сравнение. Забегая вперед скажу, что такого количества спортсменов как на улицах Португалии — велосипедистов, бегунов, прочих любителей активного отдыха, я никогда не видел в своей жизни. Проезжая часть дорог в Сетубале ничуть не шире, чем в Анапе. Но тем не менее, местным удалось организовать удобное велодвижение. Это, в том числе, мотивирует людей пересесть с автомобилей на более компактный транспорт, тем самым разгружая город от пробок. Причем, стоит отметить, что в Португалии разрешено движение велосипедов по тротуарам. Есть места, где это делать запрещено, но только потому, что тут же рядом проходит велодорожка. Штраф за несоблюдение этого правила — 120 евро. Португальские велосипедисты сказали, что не припомнят, чтобы кого-то ловила полиция за подобное нарушение. Велосипедистам какой смысл протискиваться сквозь толпу пешеходов, когда рядом такое удобство?
Велодорожки не носят формальный характер, а являются полноценной частью организации дорожного движения со своей разметкой, знаками, светофорами, парковками. Кстати, о парковках. Местные рассказали, что воровать велосипеды не принято в Португалии, тем более, если он стоит пристегнутый. Ему могут «сделать ноги» если вы по простоте душевной оставите его на ночь где-нибудь в отдаленном месте. Тогда есть шанс не найти велосипед на месте на следующий день. Четвертое сравнение. Мне приходилось оставлять велосипед около торгового центра на несколько часов. Конечно, иногда проходил мимо — поглядывал на месте ли он. Велосипед дожидался меня без проблем.
Из обязательного, согласно ПДД, задний велофонарь. Желательно проблесковый. Без шлема ездить местные ПДД не запрещают, но настоятельно рекомендуют. Передний фонарь не требуется, например, как в Великобритании. Местные используют, как правило, велосипеды средней и премиум категории дорожных моделей. Найти местных дхшников не удалось. Не хватило времени. Но узнал, что окрестные горы опоясывают множественные веломаршруты. Но без местных найти их достаточно трудно. Ничего, в следующий раз. Мои новые велодрузья показали несколько популярных европейских онлайн веломагазинов. «Чайник» у них считается дорогим.
Теперь о самом интересном — взаимоотношении водителей и велосипедистов. Хоть мне жаловались португальцы, что местные водители просто самоубийцы и лихачи, но ничего подобного сам я не заметил. Никто не стремится подрезать или прижать. Правила требуют объезжать велосипед на расстоянии не менее полуметра. Хотя все стараются держаться как можно дальше при обгоне. Если тебя видят на перекрестке, то никто не лезет проскочить, а всегда дают возможность велосипедисту проехать в нужном направлении. Понимают, что табун лошадей под капотом и одна человеческая сила на педалях — это несравнимые вещи. Еще одна причина, в том, что, как минимум, половина водителей является велосипедистами. Важный момент в понимании и отношении к двухколесным участникам движения. Это сравнение номер пять.
Не раз приходилось возвращаться по темноте. Когда вместо того чтобы слепить, водитель переходит на ближний, это было приятным бонусом. Тем самым автомобилист заботится о безопасности, проявляет уважение к велосипедисту, как к участнику движения. Многие из нас, катаясь по нашим дорогам, знают, каково это «поймать дальний» в глаза. Никакие велофонари и налобники не помогают в этом случае.
Где же мне удалось побывать за этот месяц с небольшим? Полных выходных дней у меня почти не было, поэтому катался в основном по вечерам. Тем не менее, всего по португальской земле удалось накрутить порядка 250 километров, включая поездку в Лиссабон. О ней будет отдельная история. Удалось проехать часть побережья одноименного полуострова — Сетубал. Посетить средневековые крепости, полюбоваться видом окрестностей с местных горушек. Дорога вдоль побережья и правда напоминает южный берег Крыма с его серпантинами, спусками-подъемами. Об этом я вычитал в одном из отчетов русских велотуристов, когда готовился к поездке. Жаль температура воды в океане была порядка 15 градусов, поэтому помочил в воде только ноги «для галочки» и колеса моего двухколесного напарника. Он у меня путешественник еще тот! Сам город изучил достаточно хорошо. Посмотрел все туристические достопримечательности. Такие как Монастырь Иисуса XV века, замок Святого Филиппа XVI века, церковь Св. Джулиана XIII века, форт Сантьяго-ду-Утан. Писать о них подробно, при желании информацию можно почитать на любой туристическом сайте. Например тут. Проехал по туристическим кварталам города с их узкими улочками и отполированными подошвами мостовыми. Буквально за несколько дней до отъезда узнал, что в Сетубале живет экс-чемпион Португалии по кросс-кантри. Он держит свой магазин велосипедов и мастерскую. Не успел посетить. Но ничего, это будет повод вновь вернуться на приветливое побережье Атлантики.
Мне не хотелось писать о том, как «у нас все плохо, а у «них» все замечательно». Хотелось быть максимально объективным. Поэтому не писал отчет вначале, а лишь по окончании поездки. Тем не менее, факты есть факты. По характеру португальцы очень напоминают нас, но в отношении к велосипедам отличаются кардинально. Последнее, но главное сравнение не в нашу пользу. К сожалению, всю страну не было возможности проехать. Это будет еще одним поводом вернуться. Португалия стоит того. Интересная своей историей, красивая своей природой, приятная климатом, приветливая страна. Каждый велосипедист велосипедисту тут друг и собрат по увлечению по умолчанию.
Сейчас, сидя в самолете, который все дальше и дальше уносит от того места, которое навсегда останется на моей велокарте мира, понимаю, что это был отличный шанс покатать по новым и интересным местам. Наш личный веломир начинается с родного двора, улицы, города. Но он не ограничивается им. Это только частица огромного мира. Мира, который стоит увидеть! Катайте, друзья! Катайте с друзьями!
2 Comments
привет!! Мы с друзьями собираемся в сентябре отправиться в Путешествие по Португалии на велосипеде. не не очень хотим тащить из России его. Ты случайно не слышал в какой фирме, где можно арендовать велосипед в одном городе( хотим в Порто прилететь) а сдать в другом (вылет из Лиссабона)
Привет! К сожалению, не могу подсказать вам. Но глядя на то, как развита велоинфраструктура в Португалии, можно быть уверенным, что вы найдете себе велы без проблем. Удачно катнуть!